ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ УЧЕНИЙ КОСМИСТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ И ЕГО ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. THE FUNDAMENTAL MATHEMATICAL PROTOTYPE OF THE TEACHINGS OF COSMISTS OF THE SECOND HALF OF THE XX – BEGINNING OF THE XXI CENTURIES AND ITS ETHICAL CONTENT

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРООБРАЗ УЧЕНИЙ КОСМИСТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКОВ И ЕГО ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. THE FUNDAMENTAL MATHEMATICAL PROTOTYPE OF THE TEACHINGS OF COSMISTS OF THE SECOND HALF OF THE XX – BEGINNING OF THE XXI CENTURIES AND ITS ETHICAL CONTENT

© С.М.Антаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Идея преобразования Вселенной, выдвинутая первым поколением русских космистов, была развита мыслителями, исходившими из модели уже не стационарной, но расширяющейся Вселенной. Она актуализировала проблему физической (в частности, тепловой) смерти Вселенной. Эта проблема, необходимость решения которой понимали русские космисты, получила парадоксальное решение в «теории точки Омега» американского космиста Ф. Типлера (1994). В основании этого решения, как и в основаниях эволюционной теологии Тейяра де Шардена (1955), лежит фундаментальная математическая модель предела, проявляющая себя уже в апориях Зенона и имеющая, как показано, основополагающее этическое содержание.

Ключевые слова: русский космизм, апория Зенона, утешение Эпикура, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, Тейяр де Шарден, Ф. Типлер, бесконечность, математический предел.

Abstract: The idea of the transformation of the Universe, put forward by the first generation of Russian cosmists, was developed by thinkers who proceeded from a model of a no longer stationary, but expanding Universe. The idea actualized the problem of the physical (in particular, thermal) death of the Universe. This problem, the need to solve which was understood by the Russian cosmists, received a paradoxical solution in the «theory of the Omega point» by the American cosmist F. Tipler (1995). At the base of this decision, as in the foundations of the evolutionary theology of Teilhard de Chardin (1955), lies the fundamental mathematical model of the limit, which manifests itself already in the aporia of Zeno and has, as shown, a fundamental ethical content.

Keywords: Russian cosmism, aporia of Zeno, consolation of Epicurus, N.F. Fedorov, K.E. Tsiolkovsky, Teilhard de Chardin, F. Tipler, infinity, mathematical limit.

Русские космисты первого поколения (Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский и др.) понимали негативную важность теории тепловой смерти Вселенной (ТСВ). И они полагали, что Вселенная стационарна. Модель расширяющейся Вселенной была введена в науку Ж. Леметром в 1927 г., и более поздние космисты (Тейяр де Шарден, Э.В. Ильенков, В.А. Лефевр, Ф. Типлер) пользовались уже этой новой моделью, в которой теория ТСВ была развита применительно к сценариям вечно расширяющейся и сжимающейся (коллапсирующей) Вселенной. Э.В. Ильенков и Ф. Типлер предложили решения проблемы ТСВ, учитывающие нестационарную модель. Первый полагал, что Вселенная будет вечно расширяться, второй – что расширение сменится сжатием и она коллапсирует до «точки сингулярности», в которой её температура и плотность будут бесконечно велики. В отличие от более раннего решения Э.В. Ильенкова, решение Ф. Типлера соответствовало уровню науки того времени. Он нашёл модель Вселенной, не только совместимую с известными законами природы, но и с вечной жизнью населяющего Вселенную разума, при том что соответствующая этой модели материальная Вселенная – субстрат, носитель разума – погибнет через конечное время. Эта модель представляет собой трёхмерную сферу, осциллирующую (колеблющуюся) по мере сжатия до точки сингулярности с увеличивающимися до бесконечности частотой и амплитудой. Она гомоморфно отображается в математическую модель апории «Дихотомия» Зенона, в свою очередь изоморфную модели его же апории «Ахиллес».

В основании учений Тейяра де Шардена, В.А. Лефевра и Ф. Типлера лежит математическая концепция предела бесконечной последовательности, в частности, числовой. Первый полагал, что эволюция Вселенной – закономерный процесс, сходящийся к пределу – «точке Омега», или космическому Христу. Ф. Типлер уверен, что Вселенная при определённых условиях будет коллапсировать до точки сингулярности, где её ожидает смерть, однако в виртуальной реальности разума, живущего в этой Вселенной как на материальном субстрате, представляющем собой суперкомпьютер, жизнь этого разума будет вечной. Предел (сингулярность) Ф. Типлер, как и Тейяр де Шарден, называет «точкой Омега». В ней разум обладает некоторыми из божественных атрибутов. А на каком-то этапе эволюции он сможет воскресить всех умерших, повторив многие альтернативные эволюции Вселенной в виртуальной реальности.

«Модель Зенона» имеет этическое содержание, подсказываемое

Эпикуром, свт. Григорием Нисским, Николаем Кузанским, С.Л. Франком, М. Хайдеггером, неокантианцами В. Виндельбандом и Г. Риккертом и др. Под влиянием неокантианцев марксист-ревизионист Э. Бернштейн произнёс крылатую фразу «Цель – ничто, движение – всё». Соответствующую социальную философию развил П.И. Новгородцев. Он утверждал, что марксистский «земной рай» недостижим, однако остаётся идеал – бесконечное развитие, цель которого – само развитие, культурное творчество.

За этическими рассуждениями указанных авторов стоит дилемма, которую можно отнести и к обществу, его истории, и к индивидуальной человеческой жизни. Бесконечный бег Ахиллеса – метафора вечной жизни. Достижение цели – метафора смерти, конца истории, а вместе с тем – достижения Бога. Конец бега, достижимость цели придаёт смысл движению к цели. Апория предстаёт как противоречие между идеалами стремления к вечной жизни и стремления к осмысленности жизни, требующей наличия конечной жизненной цели и её достижения.

Первая альтернатива дилеммы состоит в необходимости вечной жизни, подобной бесконечному бегу Ахилла за черепахой. Но в такой жизни нет смысла, как это показано в новелле Х.Л. Борхеса «Бессмертный». Вторая альтернатива заключается в достижении цели, каковой в рассматриваемом случае является небытие, смерть. Если финальное состояние (смерть), финиш достигается, то это тоже лишает бег (жизнь) смысла.

Учение Ф. Типлера в общем следует неокантианскому решению апории, но оно лучше обосновано: «бег» имеет собственный, не привходящий, как у неокантианцев, смысл. Собственный смысл «бега» заключается не в каком-то неопределённом культуротворчестве, а в том, чтобы избежать смерти на очередном шаге «бега». Таких шагов должно быть бесконечно много, в реализации чего и состоит самая важная задача разума.

Литература

1. Борхес Х.Л. Проза разных лет. – М.: Радуга, 1984. – 320 с.

2. Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи / Пер. с нем. и вступ. статья С. Франка. – М. Гиперборея, Кучково поле, 2007. – 399 с.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. – М.: АСТ, 2002. – 553 с.

4. Tipler F.J. The Physics of Immortality. Modern Cosmology, God, and the Resurrection of the Dead. – Macmillan, Basingstoke, 1994. – 528 p.