ГОРИЗОНТАЛЬ И ВЕРТИКАЛЬ В ФИЛЬМЕ «ЗЕМЛЯ» А. ДОВЖЕНКО. HORIZONTAL AND VERTICAL IN THE FILM «EARTH» А. DOVZHENKO

ГОРИЗОНТАЛЬ И ВЕРТИКАЛЬ В ФИЛЬМЕ «ЗЕМЛЯ» А. ДОВЖЕНКО. HORIZONTAL AND VERTICAL IN THE FILM «EARTH» А. DOVZHENKO

© Т.М.ДоЕгито
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Фильм А. Довженко «Земля», снятый в 1930 г., по своей проблематике тесно связан с размышлениями русского философа Н.Ф. Фёдорова. Что их сближает? Космический размах, сакральность в восприятии земли как вечного пространства обитания предков. Однако, для Фёдорова незыблемой ценностью остается христианство, весь космос для него христианизирован. Довженко же, отрекаясь от религии, приходит в конечном итоге к пантеизму.

Ключевые слова: амбивалентный образ, коммуникация, идея Бога, энтропия, горизонталь, вертикаль, род, бунт, грёза.

Annotation: The film “Earth” by A.Dovzhenko, filmed in 1930, is closely related to the reflections of the Russian philosopher N.Fedorov.Why do they converge? Cosmic scope, sacredness in the perception of the earth as an eternal habitat of ancestors.However, for Fedorov, Christianity remains the unshakable value, the whole cosmos for it is Christianized.Dovzhenko, renouncing religion, eventually comes to pantheism.

Keywords: ambivalent look, communication, idea of God, entropy, horizontal, vertical, genus, revolt, dream.

Фильм «Земля», снятый в 1930 г., завершает «украинскую трилогию» Александра Довженко.

Сегодня, практически столетие спустя, фильм воспринимается принципиально иначе. Он будто состоит из нескольких слоев: один, сугубо исторический, лежащий на поверхности, показывает нам борьбу в украинской деревне в эпоху коллективизации, другой – открывает древний, доисторический пласт жизни людей, обитающих на земле. Поскольку фильм черно-белый и немой, коммуникация между героями происходит в основном посредством взглядов и спонтанных действий от так и не высказанных слов, поэтому многие планы необычно долгие, за счет чего эффект двойственности ещё более усиливается. Самое интересное наблюдать за тем, как эти различные слои соотносятся друг с другом.

Перед нами предстает амбивалентный образ мира: с одной стороны, это совершенный райский образ (цветущий яблоневый сад, колосящиеся поля и нивы), с другой – распад, естественным образом вторгающийся в эту идиллию. В этом мире человек предстает конечным, также обречённым на смерть, находящимся во власти энтропии, которая носит всеобщий характер.

На эту картину интересным образом накладываются размышления Николая Фёдорова. В первую очередь, философ указывает на то, что существует два пути: жизни и смерти. Путь жизни для него – путь одновременно христианский и крестьянский, они неразрывны, ибо через общий труд на земле, через верность роду, предкам осуществляется связь поколений, христианство упорядочивает и укрепляет эту связь, делает её осознанной через центральную фигуру Христа.

Ещё одна существенная для Николая Фёдорова проекция – крестообразное пересечение горизонтального и вертикального положения человека.

«Существа, к земле обращенные, к покрывающим ее растениям и населяющим ее другим существам, имеют целью исключительно пожирание; (размножение есть только увековечение пожирания); вертикальное же положение есть выражение отвращения к пожиранию, стремление стать выше области истребления. Ибо что такое вертикальное положение? Не есть ли оно уже восстание человека против природы, обращение взора от земли к небу?» [3, с. 252].

И в рассматриваемом фильме «Земля» мы как раз становимся свидетелями такого рода бунта человека. Он будто стремится вырваться из привычной природной среды в новую социальную.

Герои фильма подолгу вглядываются в небеса, они будто грезят наяву. Какие картины будущего рисует их воображение?! Единственное, что можно сказать определенно, что в них точно нет Бога.

Если у Фёдорова со взгляда в небеса зарождается первичная идея Бога, то здесь, напротив, герои утверждают свою социальную независимость в четком отмежевании от любых форм религиозности.

Александр Довженко, сам того не осознавая, снимает современную притчу, в которой слышатся мотивы древней, как этот мир, истории о Каине и Авеле. Однако, стремление избавиться любой ценой от христианских аллюзий приводит автора к язычеству, к пантеизму в чистом виде.

Николай Фёдоров пророчески предрекает, что искусственный путь «утилизации» и «эксплуатации» может сделать «ненужной саму землю». Фактически фильм «Земля» показывает нам начало этого процесса, который ведет в конечном итоге ко второму пути – смерти.

Литература

1. Довженко А.П. Собр. соч. В 4 т. – Т. 1. – М.: Искусство, 1966. – 355 с.

2. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. – 112 с.

3. Фёдоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. – Т. 2. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. – 544 с.

4. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. – 365 с.

5. Эйзенштейн С.М. Избранные сочинения: В 6 т. – Т. 5. – М.: Искусство, 1968. – 634 с.