ИДЕИ Н.Ф. ФЁДОРОВА В ЛЕВОМ ЕВРАЗИЙСТВЕ. THE IDEAS OF N.F. FEDOROV IN THE LEFT-WING EURASIANISM
© Н.А.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.
Аннотация: Левое евразийство осознало себя как синтез идей Н.Ф. Фёдорова и К. Маркса. Идеи Фёдорова возникли в движении через Н.А. Сетницкого в 1927 году. Теория общего дела появлялась в газете «Евразия» в непосредственном изложении и в различных разработках, в том числе в схеме идеократии. Левоевразийский проект работал прежде всего с идеологией как формой. Левое евразийство скорее стремилось стать фактом авангардного преобразующего действительность искусства, чем только научной теорией.
Ключевые слова: левое евразийство, идеократия, идея-метод, авангард.
Abstract: Left-wing Eurasianism realized itself as a synthesis of the ideas of N.F. Fedorov and K. Marx. Fedorov's ideas arose through N. Setnitsky in 1927. The theory of a common deal appeared in the Euraziya newspaper in various developments, including those in the scheme of ideocracy. The Left-wing Eurasian project worked primarily with ideology as a form. Lef-wing Eurasianism rather sought to become a fact of avant-garde art transforming the reality, than only a scientific theory.
Keywords: left-wing Eurasianism, ideocracy, idea-method, avant-garde.
Левое евразийство существовало в Париже в 1927–1930 гг. и характеризовалась программным сочетанием теории, эстетики и политической практики. Марсистско-фёдоровский синтез, произведенный левыми евразийцами, спровоцировал раскол внутри евразийства. Рупором левоевразийских идей стала газета «Евразия», выходившая в 1928–1929 гг.
Левоевразийские аналоги и разработки теории общего дела: как процесс огосударствления революции (Пётр Сувчинский), как преображение материи Логосом или материологизм (Владимир Ильин), как идея-метод, преобразующая общество (Лев Карсавин), как организация эмпирии (Петр Арапов), как историческое сознание-делание и исторические бытие-дело (Эмилия Литауэр), как осуществление политического общего идеала или общественного задания (Лев Карсавин).
Симметричная схема идеократии – вершина теоретической системы левых евразийцев – может быть прочитана как соединение систем Н.Ф. Фёдорова и К. Маркса через центральную фигуру человеческого сознания. Левые евразийцы взяли у Фёдорова и Маркса, прежде всего, преобразующий пафос и миростроительную установку их теорий. То есть, в первую очередь, форму этих идеологий.
Ключевая роль в левоевразийском проекте принадлежит П.П. Сувчинскому и Д.П. Святополк-Мирскому – критикам и искусствоведам. Их метод – формальный, эстетический. Поэтому левые евразийцы работали прежде всего с идеологией как формой. Этим объясняется и противоречивость их теорий по сравнению с академическим «классическим» евразийством.
Левое евразийство стремилось стать фактом авангардного, преобразующего действительность искусства. Свою роль здесь сыграл парижский контекст 1920-х гг., в частности, этнографический сюрреализм, с которым движение разделяло ключевые установки
Литература
1. Вишневецкий И. Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920–1930-х годов: история вопроса. — М.: НЛО, 2005. — 512 с.
2. Гачева А.Г. Евразийство: от восточничества к всечеловечности // Тетради по консерватизму. — 2015. № 2(5). — C. 215–239.
3. Глебов С. Евразийство между империей и модерном: история в документах. — М: Новое издательство, 2010. — 632 c.
4. Еженедельник Евразия. — 1928–1929. — №№ 1–35.
5. Никитенко Е.В. Евразийство 1920-х гг.: история противостояния и сравнительный анализ идеологии и деятельности Пражского и Парижского (Кламарского) центров движения. Дис. … канд. филол. наук. — Омск, 2011. — 217 c.
6. Сетницкий Н.А. Из истории философско-эстетической мысли 1920–1930-х годов / Сост. Е.Н. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 624 с.
7. Bibiotheque Nationale Française. Collection Pierre Souvtchinsky. Mus Rés Vm. Dos. 92 (61).
8. Mirsky D.S. The Eurasian Movement // The Slavonic Review. — 1927. Vol VI/17. — P. 311–319.