КОСМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО РОССИИ И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. SPACE IMAGES OF THE FUTURE OF RUSSIA AND REALITIES OF CONTEMPORARY EXPLORATION OF SPACE

КОСМИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО РОССИИ И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. SPACE IMAGES OF THE FUTURE OF RUSSIA AND REALITIES OF CONTEMPORARY EXPLORATION OF SPACE

© И.В.Желтикова, С.В.Терехов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00256 А.

Аннотация: Авторы статьи проводят параллели между социальными ожиданиями прошлого, связанными с освоением космоса и современными реалиями. Выделяются три устойчивые картины в видении космической перспективы – Космическое Преображение, Космический социальный идеал и Научное Освоение Космоса.

Ключевые слова: образ будущего, социальные ожидания, космизм, освоение Космоса.

Abstract: The authors draw parallels between the social expectations of the past and contemporary realities which associated with space exploration. We observe three steady pictures in the vision of the cosmic perspective – the Cosmic Transformation, the Cosmic Social Ideal and the Scientific exploration of the Cosmos.

Keywords: image of the future, social expectations, cosmism, space exploration.

Космическое будущее человечества зарождается в его общественном сознании и проявляет себя в космических мечтах и идеях, отраженных во множестве произведений: философских, литературных, кинематографических, – в философии космизма, трансгуманизме, футурологии, научно-фантастических книгах и кинофильмах, других явлениях науки и культуры, и лишь только затем воплощается в деятельности учёных и инженеров по созданию космической техники и освоению космического пространства.

Мы выделяем три отличных друг от друга образа Космоса, отражающих разные векторы ориентации на будущее.

1. Образ будущего Космического Преображения формируется на фоне активных религиозно-философских исканий общественной мысли России последней трети XIX века. В рамках данного вектора Космос воспринимается как новое Небо и новая Земля, новая среда обитания эволюционно нового человека. Этот образ восходит к евангельской идее преображения существующего бытия в конце времен, соединения земного и божественного мира. Здесь Космос мыслится не только как внеземное пространство, но и как высшая ступень, на которую должно подняться бытие.

Отражение данного подхода к видению будущего мы находим в произведениях А.В. Сухово-Кобылина, Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого. Образы преображённого Космоса присутствуют в картинах М.К. Чюрлёниса «Противодействие энтропии», «В свободном полете», «Соната звезд», «Истина», теме Демона, проходящей сквозь все творчество М.А. Врубеля, в супрематистских экспериментах К.С. Малевича и композициях В.В. Кандинского. Тема космического будущего звучит в стихах, прозаических произведениях и картинах Н.К. Рериха. Мотивами будущего, устремлённого в Космос, проникнута музыка А.Н. Скрябина.

Многие наши современники также убеждены в неизбежности космической коэволюции человека, но не столько в духовно-мистическом, сколько в социальном, техническом и биологическом плане. Несмотря на отсутствие религиозной составляющей в размышлениях о преобразовании космоса, уверенность в необходимости его преобразования с учетом интересов человека, позволяет видеть преемственность в развитии данной темы. Как можно судить по словам президента, Россия активно на государственном уровне приступила к решению задачи космической колонизации как минимум Солнечной системы. Создание космических поселений, планетарная инженерия, терраформинг – это энергетически, экономически и технологически гораздо более сложные задачи, чем создание систем жизнеобеспечения на космических кораблях и космических орбитальных станциях. Если на первом этапе переселения человечества в космос планируется решать стандартные технические проблемы, связанные с совершенствованием скафандров и других технологий обеспечения жизнедеятельности человека в космосе, то второй этап эволюции повлечёт за собой трансформацию человека в биоробота, киборга, восполняющего недостатки своей биологии техническими решениями. На третьем этапе человек превратится в «животное космоса» с дальнейшим преобразованием тела в другие, не антропоморфные формы. Передовые идеи философов и футурологов в современной России обретают реальность в проекте «Аватар», реализуемом стратегическим общественным движением «Россия 2045», объединяющим ведущих специалистов в области нейронных интерфейсов, робототехники и искусственных органов для создания технологии, позволяющей перенести личности индивида на более устойчивый, небиологический носитель.

2. Образ будущего как воплощения социального идеала в Космосе, рисует удаленную перспективу человечества, акцентируя одновременно и выход его за пределы Земли, и кардинальные преобразования в области экономики, политики, социальных отношений и культуры. Мы можем проследить определённые изменения картин будущего данного типа, происходящие на протяжении ста лет его существования. В картинах будущего 1920–1930-х гг. тема Космоса часто перекликается с темой Революции, в 1950–1970-е гг. Космос выступает ареной апробации коммунистического идеала, в конце XX – начале XXI в. с Космосом оказываются связаны идеи коэволюции, создания техносферы, киборгизация человека.

Данный образ будущего не только нашёл своё выражение в произведениях А.А. Богданова, И.А. Ефремова, А. и Б. Стругацких, но и получил юридическое обоснование в рамках проекта создания космической нации и первого независимого космического государства ASGARDIA. Основная задача данного проекта – устранить юридические противоречия международного «космического» законодательства и создать новую правовую платформу для освоения околоземного пространства и дальнего космоса. По логике основателей Асгардии, универсальное космическое право и астрополитика должны прийти на смену международному космическому праву и геополитике.

3. Образ будущего Научного Освоения Космоса, возникает на заре XX в. в трудах таких мыслителей, как К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, где мы встречаем размышления о практической стороне освоения космоса, о существовании в космическом пространстве и обустройстве жизни в иных мирах. Создание космических поселений, планетарная инженерия, терраформинг – задачи, требующие научно-технологических, экономических и политических сверхусилий всего человечества. Уже в 2019 г. стартует программа госкорпорации «Роскосмос» по подготовке пилотируемого полёта к Марсу. Она будет осуществляться поэтапно: от отработки технологий взлета, межпланетного перелета, до посадки и строительства базы сначала на Луне, а затем и на Марсе. И, несмотря на сложность задачи, мы уверены, что именно отечественные учёные и инженеры будут ключевыми участниками создания первого орбитального города, поскольку постоянное присутствие человека на околоземной орбите с 90-х гг. XX в. по настоящее время обеспечено опытом, наработанным отечественной пилотируемой космонавтикой.