КОСМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ФЁДОРОВА. SPACE LOOK FEDOROVA
© И.А.Горюнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.
Аннотация: Н.Ф. Фёдоров определяет человеческую цивилизацию как цивилизацию космическую (вертикальную). Только осознав себя смертным и вместе с тем к небу или вверх (к Богу) обращённым существом, человек создал самого себя и этим самым определил свою будущность. Человеческая цивилизация может существовать только как устремленная вверх, в космос, в ноосферу, к истине, к Богу. Все попытки лишить человечества космической (метафизической) устремлённости есть путь к его уничтожению.
Ключевые слова: Бог, небо, земля, человек, цивилизация, бессмертие.
Abstract: The article states that N.F. Fedorov defines human civilization as a cosmic (vertical) civilization. It was only when man realized himself to be mortal, and at the same time to heaven or upward (to God) turned being, that he created himself and thus determined his future. Human civilization can exist only as directed upwards, into space, into the noosphere, to the truth, to God. All attempts to deprive humanity of the cosmic (metaphysical) aspiration are the way to its destruction.
Keywords: God, heaven, earth, man, civilization, immortality.
Человек есть небесное существо, категорически утверждает религиозный мыслитель Н.Ф. Фёдоров. «Царство человека – не от мира животных» [1, с. 544], а представление о первенстве человека в животном царстве, с его точки зрения, не просто унижает человека, но вообще даёт неправильное представление о нём.
И. Кант говорил о двух вещах, вызывавших у него искреннее изумление: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри человека. Согласно представлениям Н.Ф. Фёдорова, устремлённость человека в звёздное небо обусловлена рожденным в глубине его души нравственным (религиозным) чувством.
Понятие Бога не дано человеку, а открыто им. «В муках сознания смертности родилась душа человека» [1, с. 521] и религиозное чувство, считал Фёдоров. «В утратах человек узнавал, что в мире для него смертно… Те же, которые не лишали себя жизни при погребении отцов племени, считали себя неправыми. Это сознание неправости и есть совесть (начала нравственности). Отсюда вытекает и стремление к восстановлению» [1, с. 507], желание воскресения.
Человек сделался человеком потому, что смог оторвать взгляд от земли и обратить его в небо (космос). Что заставило человека сделать это? Осознание своей смертности, отмечает Фёдоров. В «Философии общего дела» он пишет: «Представление есть образ, оставшийся после того, как самый предмет исчез. Содержание представления, заставившего поднять чело, могло быть дано только самым поразительным явлением, исчезновением, смертью, и притом исчезновением старшего поколения, отцов, образы которых не могли не восставать в представлении, т.к. ими держалось единство рода, т.е. союз, и в такое время, когда отдельное существование, жизнь врознь была невозможна. Исчезновение отцов на земле заставило перенести их тени на небо и все небесные тела населить душами их» [1, с. 510].
«Вертикальное положение, или востание сынов, вызванное смертью отцов, есть положение трагическое. Востав, приняв вертикальное положение, обращаясь к Богу внутренно и внешне, человек, или, точнее, сын человеческий делался храмом, жилищем Бога по преимуществу, орудием Его, Бога отцов, воли» [1, с. 511].
«Смерть, опознанная в лице отцов, обратила небо в отечество; звёздное небо, этот будущий образец храма, превратилось, можно сказать, в родословную, в которой солнце заняло место отца по своему видимому превосходству над другими светилами. И если первое представление было отец, то и первое членораздельное слово должно было соответствовать этому представлению. Но оно означало не того, кто даёт жизнь, а того, кому дают жизнь, принося на могилу пищу и питьё» [1, с. 511].
«С востанием человека начинается и живое, непосредственное искусство самоустроения человека как движущегося и действующего существа, не перестающего созидать себе новые органы движения, наблюдения и действия» [1, с. 513].
«Задача человека была намечена: сознав себя смертным и вместе с тем к небу или вверх обращённым существом, человек этим самым определил всю свою будущность» [1, с. 515].
«Приобретение вертикального положения было лишь началом создания человека через самого него, и оно должно было поддерживаться и укрепляться всем дальнейшим ходом, к которому побуждали те же страдания и смерть» [1, с. 515].
«Господь созидал человеческое существо как назначенное стать, сделаться свободным усилиями и действиями самого человека» [1, с. 515], – считал Фёдоров. И главное, что сделало человека человеком – устремленность его взора в небо, в трансцендентно-сакральное (божественное), которое не только вовне человека (в космически-божественном), но и внутри него – в глубинах человеческой души.
Литература
1. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. − М.: Мысль. 1982. – 709 с.