КОСМИЗМ ПРОТИВ ВТОРОГО НАЧАЛА ТЕРМОДИНАМИКИ. COSMISM AGAINST THE SECOND LAW OF THERMODYNAMICS

КОСМИЗМ ПРОТИВ ВТОРОГО НАЧАЛА ТЕРМОДИНАМИКИ. COSMISM AGAINST THE SECOND LAW OF THERMODYNAMICS

© РудольфБьеран
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Второе начало термодинамики предсказывает смерть Вселенной, которая наступит согласно дисперсности и уравнению температуры всей материи. Такая концепция вселенной противоречит эсхатологии русского космизма.

Так, Циолковский доказал, что в условиях повышенного тяготения в центре светил второе начало термодинамики должно нарушаться. Согласно Вернадскому, второму началу подвластна только косная материя, но не жизненные процессы, а также разум.

Cовременная термодинамика подтверждает это противоречие со вторым началом. Пригожин и Стенгерс доказали, что сложные термодинамические системы могут стремиться лишь к нестабильному состоянию, но не к единообразию.

Ключевые слова: Термодинамика, русский космизм, Циолковский, Вернадский, Пригожин, Стенгерс.

Abstract: The second law of thermodynamics forecasts thermal death of the universe. Such a conception of the universe denies the eschatology of Russian cosmism.

However, Tsiolkovski demonstrated that extreme gravitational conditions, such as in the middle of a planet or a star, violate the second law. On the other hand, Vernadski considered that the second law does not strictly rule life processes and human intellect.

Nowadays, modern thermodynamics strengthen their opposition to the second law. Prigogine and Stengers demonstrated that complex thermodynamical systems do not strive for thermal equilibrium, but only for an unstable state.

Keywords: Thermodynamics, Russian Cosmism, Tsiolkovski, Vernadski, Prigogine, Stengers.

Современная космология определяет начало Вселенной (Большой Взрыв), предсказывает установление дисперсности и единообразия температуры всей материи, тем самым косвенно утверждает её предельность по пространству и по времени. Прежде всего, эта теория опирается на второе начало термодинамики и на инвариант скорости света.

Такая концепция вселенной противоречит эсхатологии русского космизма в работах Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, в двух отношениях.

В философском отношении, космизм не принимает никаких пределов Вселенной по пространству и по времени [см.: 1; 2] и потому осуждает скрытую философию современной космологии [см.: 3]. Таким образом, в космизме Вселенная и жизнь внутри Вселенной бесконечны. Более того, сама жизнь является главной силой, управляющей физическими процессами во Вселенной и тем самим спасает себя.

В научном отношении космизм предлагает другое истолкование второго начала термодинамики [4; 5; 6] и теории относительности Эйнштейна [3; 7]. Вместе с тем американский астроном Эдвин Хаббл тоже сопротивлялся теории дисперсности Вселенной и “закону Хаббла”, как назван вопреки его физике этот закон после его смерти [8].

Второе начало термодинамики до сих пор подвергается сомнению. Как Циолковский в своё время, Пригожин и Стенгерс считают, что тяготение может не подчиняться второму началу. Они распространяют нарушение второго начала на разные термодинамические системы, которые находятся далеко от равновесия [9].

Таким образом, противоречат второму началу два раздела наук. Одни из них не изучают жизнь и потому оставляют материю в неопределенности как в самом ее малом, так и в самом большом масштабах. Другие науки, на которые решительно опирается космизм, могут изучать жизнь и космос благодаря этой неопределенности.

Литература

1. Циолковский К.Э. Бесконечность. – 1933.

2. Вернадский В.И. Биосфера. – Л.: НХТИ. 1926. – 146 с.

3. Циолковский К.Э. Библия и научные тенденции Запада. – 1935.

4. Циолковский К.Э. Продолжительность лучеиспускания Солнца // Научное обозрение. – 1897. № 7.– С. 46–61.

5. Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. – 1905.

6. Аксенов Г.П. Энтропия и биота: направление проблемы от Ламарка до Вернадского // Годичная научная конференция ИИЕТ РАН. – М.: Янус-К., 2017. – С. 85–91.

7. Аксенов Г.П. К истории понятий дления и относительности // Вопросы философии. – 2007. № 2 – С. 107–117.

8. Hubble E. The Realm of the Nebulae – 1936.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс.1986. – 432 с.