ОТКРОВЕНИЕ КОСМОСА: ПРОЗРЕНИЯ И УМОЗРЕНИЯ Н.Ф. ФЁДОРОВА. REVELATION OF SPACE: ENLIGHTENMENTS AND REVIEWS OF N.F. FEDOROV

ОТКРОВЕНИЕ КОСМОСА: ПРОЗРЕНИЯ И УМОЗРЕНИЯ Н.Ф. ФЁДОРОВА. REVELATION OF SPACE: ENLIGHTENMENTS AND REVIEWS OF N.F. FEDOROV

© В.В.Варава
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ «Н. Ф. Фёдоров. Энциклопедия с онлайн-версией». Проект №18-011-00953а.

Аннотация: Рассматривается вопрос о философских построениях Н.Ф. Фёдорова, которые обладают неоспоримой новизной в плане радикальных онтологических преобразований. Показано, что понятие «космос» в религиозно-философской системе мыслителя существенно отличается как от античного, так и от современного. Космос в его «Философии общего дела» – это скорее откровение о возможностях мироздания, которые соответствуют, прежде всего, нравственной сущности человека.

Ключевые слова: русская философия, космос, жизнь, смерть, смысл жизни, откровение, этика.

Abstract: The question of philosophical constructions of N.F. Fedorov, which have an undeniable novelty in terms of radical ontological transformations, is considered. It is shown that the concept of «cosmos» in the religious and philosophical system of the thinker is significantly different from both ancient and modern. Cosmos in his «philosophy of the common cause» is rather a revelation of the possibilities of the universe, which correspond, first of all, to the moral essence of man.

Keywords: Russian philosophy, cosmos, life, death, the meaning of life, revelation, ethics.

Религиозно-философские идеи Н.Ф. Фёдорова часто трактуют, и достаточно справедливо, в терминах космизма, а самого мыслителя называют основателем русского космизма. Но дальнейшие судьбы «Философии общего дела» и собственно «русского космизма» существенно расходятся в историко-культурной перспективе. Русский космизм – это самобытное явление русской культуры, не всегда связанное с идеями своего основателя.

При этом философия Фёдорова имеет отношение к «космосу», к его некоторым сущностным характеристикам. Необходимо прежде всего отметить, что в философских построениях мыслителя часто употребляется понятие «природа», которое в некоторым смысле можно считать синонимичным понятию «космос». Однако это разные понятия, и определения сходств и различий между ними – отдельная тема.

Философские идеи Фёдорова, имеющие конечной целью воскрешение всех когда бы то ни было живших людей, это идеи о возможностях онтологической реформы сущего, в данном случае космоса. И понятие космос, с нашей точки зрения, более точно отражает замысел онтологического преобразования сущего. Понятие космос находится на грани между философско-эстетическим пониманием, присущим греческой культуре, и тем пониманием, которое выработала современная наука, активно использующая этот термин.

Однако, необходимо отметить, что фёдоровское понимание космоса существенно отличается от античного, для которого под космосом понимался некий упорядоченный, гармоничный строй мироздания, противостоящий хаосу. Греческий космос не требует преображения, но лишь созерцания и изображения его в эстетически прекрасных произведениях искусства. Для Фёдорова космос – это, прежде всего, возможность активного воздействия в плане доведения, т. е. преображения, до некоего идеального состояния.

Научное представление о космосе формируется преимущественно в недрах материалистического понимания, и в нем нет места для религиозных интенций, которые есть в построениях Фёдорова. Научный космос – это возможность для исследования мироздания, в том числе, возможно и происхождения человека, но он вряд ли подходит для осуществления воскресительных идей, заложенных в философии общего дела.

Таким образом, оригинальность религиозно-философских построений Н.Ф. Фёдорова заключается в том, что для него космос – это не предел эстетического величия и объект для преклонения (как у греков), но это и не научный материал для исследования ради исследования (как в науке).

У Фёдорова космос – это возможность человеческого преобразования, преобразования своей наличной (смертной природы). Это принципиально новые идеи, аналогов которым раньше не было. Христианство, которое говорит о воскрешении мёртвых, не предполагает активного, тем более научного воздействия человека на космос. Наука же никогда не ставит иммортологическую планку как реальную, ограничиваясь всегда более скромными эмпирическими задачами.

Откуда такая дерзость проекта Фёдорова, дерзость, идущая дальше существующих пониманий мира, которые представлены в религии и в науке?

Это несомненная дерзость, но основанная не просто на, как часто говорят, утопических и еретических идеях, но идущая из более глубокого понимания бытийных законов, космоса. Действительно, речь же идет о возможностях воскрешения человека человеческими же способами. Если это возможно, то уверенность в такой возможности можно было получить лишь из совершенно особенного понимания того, что такое космос.

Таким образом, можно сказать, что в данном случае мы имеем дело с «откровениями космоса», трансформировавшимися в очень жизнестойкую и вдохновляющую философскую мысль систему идей, которые сегодня находят самое активное продолжение и развитие.