ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ГАВРЮШИНА. IN MEMORIA: NIKOLAY GAVRYUSHIN
© Т.Н.Желнина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2019 г.
Аннотация: Н.К. Гаврюшин (28.11.1946-13.08.2019) - известный советский, российский философ и мыслитель, историк религиозно-философской и научной мысли, профессор Московской духовной академии. Оставил яркий, заметный след в истории Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского, в изучении жизни и философских сочинений первого теоретика космонавтики.
Ключевые слова: Циолковский как религиозный мыслитель, космизм, русская религиозная философия.
Abstract: N.K. Gavryushin (28.11.1946-13.08.2019) - known Soviet, Russian philosopher and thinker, historian of religious-philosophical and scientific thought, Professor of the Moscow theological Academy. He left a bright, noticeable trace in the history of Scientific Readings in the memory of K. E. Tsiolkovsky, in the study of his life and philosophical works.
Keywords: Tsyolkovsky as religious thinker, kosmism, Russian religious philosophy.
Н.К. Гаврюшин родился в семье киносценариста Константина Лаврентьевича Гаврюшина. В 1970 году окончил филологический факультет МГУ. С 1971 года работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (с 1991 года ИИЕТ РАН), в частности, руководил Проблемной группой по изучению памятников науки и техники; в 1981-1992 годах редактор ежегодника «Памятники науки и техники». В 1973 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)». С 1980 года сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата. В середине 1980-х годов читал курсы лекций по истории русской религиозной мысли в Доме ученых в Протвино, в ГАХИ им. В. И. Сурикова. С 1987 года преподавал античную и русскую философию в Московской духовной академии (МДА) и семинарии: с 1997 года - доцент, с 2002 года профессор. Аналогичный курс, а также историю религий читал в Минской духовной академии и семинарии; курс истории русского богословия - в Нижегородской духовной семинарии. В 1997-2000 годах - главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. Редактор серии антологий «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».
Научная деятельность Н.К. Гаврюшина продолжалась почти полвека. В течение этого времени он опубликовал более ста работ по истории науки и философии. Основные произведения посвящены взаимосвязи научного и художественного творчества в диахроническом и синхроническом аспектах, истории космологических идей и русского космизма, истории логики на Руси в XI-XVIII веках, религиозной антропологии и эстетике, христианской апологетике. В 1985 году опубликовал доказательства подлинности Щукинской рукописи «Слова о полку Игореве». Из трудов Н.К. Гаврюшина следует назвать книги «Юнгов остров. Религиозно-исторический этюд» (М.: Лого-Н, 2001), «Непогрешимый богослов. Эгидий Римский и теологические споры в Западной Церкви (конец XIII – начало XIV вв.)» (М.: Драккар, 2006), «Этюды о разумной вере» (Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010), «Русское богословие. Очерки и портреты» (2-е изд., Нижний Новгород: 2011), «У колыбели смыслов. Статьи разных лет. (Серия «Исследования по истории русской мысли»)» (М.: Модест Колеров, 2019), а также статьи [1-23].
Особое место в научном наследии Н.К. Гаврюшина занимают труды, посвященные изучению «космической философии» К.Э. Циолковского. Первым местом работы Николая Константиновича в Институте истории естествознания и техники был Сектор истории авиации и космонавтики, которым руководил Виктор Николаевич Сокольский. Н.К. Гаврюшин также тесно сотрудничал с Комиссией АН СССР/РАН по разработке научного наследия К.Э. Циолковского. В 1975-1980 годах он – член Оргкомитета Чтений К.Э. Циолковского; ученый секретарь (1978-1980) и один из руководителей секции № 1 «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского» (1987-1989; 2004).
В начале1970-х годов Н.К. Гаврюшин был не единственный, кто взялся за изучение философского творчества Циолковского. К этому времени были известны три кандидатские диссертации: В.А. Брюханова «Философские и методологические основы научно-технического творчества К.Э. Циолковского» (1954), С.А. Шамова «Философские взгляды К.Э. Циолковского» (1965) и И.А. Кольченко «Циолковский как мыслитель» (1968). Кроме того краткая характеристика философских взглядов Циолковского появилась в «Философской энциклопедии» [24], а в трудах Чтений К.Э. Циолковского публиковались тексты докладов И.А. Школенко, А.Д. Урсула, Е.Т. Фаддеева и И.А. Губович, в которых оценивался вклад Циолковского в постановку и решение философских проблем освоения космоса, затрагивались мировоззрение ученого и его представления об идеальном устройстве общества [25-34].
Но первые работы Н.К. Гаврюшина, содержавшие анализ философских сочинений Циолковского [35-38], сразу же обратили на себя внимание и специалистов-философов, и «рядовых» читателей. В них Николай Константинович заявил о себе как о серьезном, глубоком исследователе, сосредоточенном на изучении, прежде всего, духовного развития Циолковского, движущих сил и источников его «космической философии». Особый интерес он проявлял к проблеме идейных влияний, которым был подвержен Циолковский со стороны своих предшественников и современников.
Это был совершенно новый аспект в изучении философского наследия основоположника теоретической космонавтики. Осмысление «космической философии» под таким углом зрения доступно далеко не всем, поскольку требует от исследователя глубоких исторических знаний, умения погружаться в мощнейшие пласты мировой культуры. Николай Константинович – энциклопедически образованный человек – такими знаниями и умениями обладал. Не удивительно, что организованный им в 1976 году симпозиум «К.Э. Циолковский и русская культура» по уровню исторической и философской мысли, отраженной в выступлениях докладчиков, до сих пор остается одним из самых значимых событий в истории секции «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского» и в целом Чтений Циолковского.
Еще одной важной вехой в истории изучения «космической философии» Циолковского стали работы Н.К. Гаврюшина «К.Э. Циолковский и Л.Н. Толстой – критика христианства», «К.Э. Циолковский и эзотерическая традиция в России» и «Античные мотивы в творчестве Циолковского» («Циолковский и стоицизм»), с которыми он выступил на Чтениях К.Э. Циолковского в 1975-1977 годах. В них окончательно сформировался новый, отличный от общепринятого тогда, подход Николая Константиновича к анализу философских воззрений Циолковского. Подавляющее большинство коллег Гаврюшина, давая им оценку, руководствовались положениями марксистко-ленинской философии и подбирали такие формулировки, которые не могли бы бросить тень на устраивавший всех образ Циолковского, созданный А.Е. Ферсманом в 1939 году. Это был образ ученого, который «в новых условиях революционной страны постепенно стал сбрасывать с себя пережитки своих неудачных философских идей» и «в последние годы перед смертью уже выходил на правильную дорогу настоящего материалиста» [39]. Все, что «не работало» на этот образ, считалось лишним. И прежде всего не приветствовались даже намеки на религиозность Циолковского и рассуждения о его отношении к христианству.
Н.К. Гаврюшин в названных выше работах не только представил нам Циолковского-религиозного мыслителя, но и охарактеризовал его религиозные убеждения и саму «космическую философию» как оккультное учение, несовместимое с христианством. И сделал он это безупречно – как с точки зрения истинно верующего православного христианина, так и с научной точки зрения, опираясь на многочисленные рукописные и редкие опубликованные источники и вновь продемонстрировав блестящее знание исторического контекста и русской философии. Увы, редколлегия Чтений тогда сочла невозможной публикацию этих работ Н.К. Гаврюшина. Они увидели свет лишь десятилетия спустя [40; 41].
В конце 1970-х – середине 1980-х годов Николай Константинович еще дважды выступал на Чтениях с докладами [42-43], ограничившись «нейтральными» темами, которые, как обычно, раскрыл с присущим ему вниманием к историческим параллелям, деталям, мотивам и движущим силам творческой деятельности, основывая свои наблюдения и выводы на богатом рукописном материале. Кстати, в то время Николай Константинович был лучшим знатоком рукописного философского наследия Циолковского. Несколько рукописей ученого он впервые опубликовал в сопровождении научных комментариев [44-48].
К анализу истоков «космической философии», как философии религиозной, Н.К. Гаврюшин вернулся в начале 1990-х годов в статье «Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии)» [49]. Эту статью, опубликованную в журнале «Вопросы философии», переведённую на английский язык, ожидала яркая судьба. Ей суждено было стать, пожалуй, самой известной и распространенной из всех работ Н.К. Гаврюшина, посвященных философскому творчеству Циолковского. В ней Николай Константинович подтвердил и усилил свою характеристику «космической философии» как оккультного учения и убедительно раскрыл ее связи с теософским мистицизмом, дарвино-спенсеровским эволюционизмом и позитивистской натурфилософией вообще, с традициями социального утопизма. Но основной посыл статьи заключался в том, чтобы предостеречь тех, кто увлекается философскими идеями Циолковского: «Важно, чтобы те, кто расположен принять «космическую философию», отдавали себе отчет в обстоятельствах ее возникновения, внутренних противоречиях, социальных и экологических последствиях построенных на ее основе проектов. Ни при каких условиях из этой философии нельзя устранить «теории разумного эгоизма», требующей, по Циолковскому, уничтожения «несовершенных» форм животной и растительной жизни − не много не мало, как всех млекопитающих и тропической природы. «Страдающего убей» − такова самая краткая формула космического пути к «вечному блаженству» вездесущего неуничтожимого чувствующего атома, безродного и беспамятного «гражданина вселенной». Взявшись управлять человечеством, это дитя досужей фантазии ученого ума действительно осуществит на Земле «идеальный строй общественной жизни» и, отобрав для размножения одну лучшую пару людей, безболезненно усыпит или кастрирует всех остальных...».
Эти слова были написаны двадцать семь лет назад. Апологетов «космической философии» по-прежнему немало. Только теперь они поклоняются другому образу Циолковского. Не «настоящего материалиста», а убежденного, истинного христианина! И вновь все, что несовместимо с этим образом, для них «лишнее». «Лишнее» называть Циолковского язычником. «Лишнее» говорить о несовместимости «космической философии» и христианства. «Лишнее» не забывать о том, что Циолковский идеализировал общественный строй, при котором люди делятся на совершенных и несовершенных и первые лишают вторых права на деторождение. Неужели, во все времена мы обречены на то, чтобы в наших представлениях о Циолковском руководствоваться понятием «лишнее»? Я знаю только одно. Николай Константинович Гаврюшин не зря прошел свой трудный путь в науке. Его глубокие и содержательные работы, написанные с блеском пером большого ученого, интеллектуала и подлинного русского интеллигента, всегда будут находить заинтересованных, думающих, благодарных читателей.
Литература
1. Гаврюшин Н.К. Социальные и эстетические мотивы в развитии идеи космического полета // Труды Пятых и Шестых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 1970, 1971 гг.). - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 50-58.
2. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. Калужский журнал «Урания» 1804 г. // Труды Пятых и Шестых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 1970, 1971 гг.). - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 104-106.
3. Гаврюшин Н.К. Универсальность творческой личности // Человек науки. – М.: Наука, 1974. – С. 254-262.
4. Гаврюшин Н.К. Предыстория понятия «ноосфера» // Проблемы взаимодействия общества и природы. М.: Изд-во Московского университета, 1974. – С. 38-40.
5. Гаврюшин Н.К. Космологический трактат XV века как памятник древнерусского естествознания // Памятники науки и техники. 1981. – М.: Наука, 1981. – С. 183-197.
6. Гаврюшин Н.К. Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники. 1982-1983. – М.: Наука, 1984. – С. 119-130.
7. Гаврюшин Н.К. Щукинская рукопись «Слова о полку Игореве» // «Слова о полку Игореве» и его время / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1985. – С. 393-412.
8. Гаврюшин Н.К. К изучению рукописного наследия Т.И. Райнова // Памятники науки и техники. 1986. – М.: Наука, 1987. – С. 170-219.
9. Гаврюшин Н.К. Источники и списки космологического трактата XV века «О небеси» // Вопросы истории естествознания и техники. – 1988. - № 1. – С. 132-139.
10. Гаврюшин Н.К. Древнерусский трактат «О человечестем естестве» // Естественнонаучные представления Древней Руси. – М.: Наука, 1988. – С. 220-228.
11. Гаврюшин Н.К. «Поновления стихий» в древнерусской книжности // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. – Киев: Наукова думка, 1988. – С. 206-214.
12. Гаврюшин Н.К. Т.И. Райнов и русский космизм. Райнов Т.И. Odintzoviana 1947 (публикация Н.К. Гаврюшина) // Памятники науки и техники. 1989. – М.: Наука, 1990. – С. 131-171.
13. Гаврюшин Н.К. А был ли «русский космизм»? // Вопросы истории естествознания и техники. – 1993. - № 3. – С. 104-105.
14. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Христианство и культура сегодня. Cristianesimo e cultura oggi. – М.: Итальянский институт культуры, 1995. – С. 174-184.
15. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и литургическая символика в рома М. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Творчество Михаила Булгакова. – Кн. 3. – СПб.:, Наука, 1995. – С. 25-35.
16. Гаврюшин Н.К. Прозрения и иллюзии русского космизма // Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. – С. 96-107.
17 Гаврюшин Н.К. От «Чжуанцзы» к «Добротолюбию» // Богословский вестник. – Вып. III. – Сергиев Посад: 2000. – С. 75-93.
18. Гаврюшин Н.К. Диалектика достоинства в православном понимании // Вестник славянских культур. – Вып. 16. – Т. 2. – 2010. – С. 19-24.
19. Гаврюшин Н.К. «Александровская эпоха». Из воспоминаний о Московской духовной академии // Труды Нижегородской духовной семинарии. – Вып. 10. – Нижний Новгород: 2012. – С. 110-142.
20. Гаврюшин Н.К. «Александровская эпоха». Из воспоминаний о Московской духовной академии (продолжение) // Труды Нижегородской духовной семинарии. – Вып. 11. – Нижний Новгород: 2013. – С. 88-111.
21. Гаврюшин Н.К. Схоластика и сердечное любомудрие: философия в Московской духовной академии вчера, сегодня, завтра // Гуманитарные науки в теологическом пространстве. Сергиев Посад: 2015. – С. 150-168.
22. Гаврюшин Н.К. «Калуга космическая» (обрывки воспоминаний) // Желнина Т.Н. 50-летие Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского (1966-2015). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история ракетно-космической науки и техники». - Калуга: 2015. – С. 210-219.
23. Гаврюшин Н.К. «Нам следует оставаться православными»: черты мировоззрения академика Б. В. Раушенбаха // Синтез двух систем познания академика Раушенбаха / Серия «Вера. Наука. Творчество». – М.: Изд-во «ВегаПринт», 2015. – С. 9-16.
24. Роднянская И. Циолковский К.Э. // Философская энциклопедия. Т. V. М., 1970. С. 466-468.
25. Кольченко И.А. Социологические идеи К.Э. Циолковского // Труды IV Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1970. - С. 24-36.
26. Урсул А.Д. Космическая направленность мышления К.Э. Циолковского // Труды V-VI Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 3-11.
27. Урсул А.Д. К.Э. Циолковский и проблема бесконечного прогресса человечества // Труды V-VI Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 40-49.
28. Фаддеев Е.Т. К.Э. Циолковский как предтеча астросоциологии // Труды V-VI Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного наследия К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 12-25.
29. Фаддеев Е.Т. К.Э. Циолковский о бесконечном развитии Вселенной // Труды V-VI Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного наследия К.Э. Циолковского». - М.: 1972. - С. 26-39.
30. Губович И.А. О связи разработок К.Э. Циолковского в области космонавтики с его философско-этическими воззрениями // Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1973. - С. 51-58.
31. Урсул А.Д. К.Э. Циолковский и философские вопросы освоения космоса // Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1973. - С. 3-21.
32. Губович И.А. Этические взгляды К.Э. Циолковского // Труды VIII Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1974. - С. 28-38.
33. Кольченко И.А. Некоторые идеи К.Э. Циолковского об иноцивилизациях в космосе // Труды VIII Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1974. - С. 55-62.
34. Урсул А.Д., Школенко Ю.А. К.Э. Циолковский и «космическая философия» // Труды VIII Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1974. - С. 3-15.
35. Гаврюшин Н.К. Циолковский и атомистика // Труды Седьмых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 14-18 сентября 1972 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: ИИЕТ, 1973. - С. 36-50.
36. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский о научном и художественном творчестве // Труды Восьмых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 14-17 сентября 1973 г.). - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: ИИЕТ АН СССР, 1974. - С. 39-54. К. Э. Циолковский: исследование научного наследия и материалы к биографии / Сост. Т.Н. Желнина. - М.: Наука, 1989. - С. 79-91.
37. Гаврюшин Н.К. Историко-философские взгляды К.Э. Циолковского // Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. - Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». - М.: 1975. - С. 48-60.
38. Гаврюшин Н.К. Гансвиндт и Циолковский (сравнительный анализ философских идей) // Из истории авиации и космонавтики. - Вып. 25. - М.: 1975. - С. 39-50.
39. Ферсман А.Е. Анализ общих работ К.Э. Циолковского (1939/1940) // Циолковский К.Э. Собр. соч. - Т. IV. - М.: Наука, 1964. - С. 423-452. Здесь с. 452.
40. Гаврюшин Н.К. Античный космос в творчестве К.Э. Циолковского // Вопросы истории естествознания и техники. - 1989. - № 4. - С. 11-16.
41. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и Л.Н. Толстой как религиозные реворматоры // К.Э. Циолковский – современный взгляд на его творчество (к 145-летию со дня рождения). - М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2003. - С. 93-108.
42. Гаврюшин Н.К. Предвидение в творчестве К.Э. Циолковского (XIV/1979) // Научное творчество К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики. Труды XIII-XIV Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 1978, 1979 гг.). - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». - М.: 1982. - С. 125-134.
43. Гаврюшин Н.К. К. Э. Циолковский и Ньютон (к типологии творческих установок) // Исследование научного творчества К.Э. Циолковского в области естествознания и техники. Труды ХХ Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 17-20 сентября 1985 г.). - Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики». - М.: 1987. - С. 3-11.
44. Гаврюшин Н.К. <Примечания к статье К.Э. Циолковского «Когда погаснет Солнце»> // Историко-астрономические исследования. - Вып. XIII. - М.: 1977. - С. 391-397.
45. Гаврюшин Н.К. <Примечания и предисловие к статьям К.Э. Циолковского «Свойства космоса» и «Необходимость космической точки зрения»> // Историко-астрономические исследования. - Вып. XV. - М.: 1980. - С. 293-304.
46. Гаврюшин Н.К. <Предисловие к статье К.Э. Циолковского «Мысль и изобретение»> // Изобретатель и рационализатор. - 1980. - № 6. - С. 40.
47. Гаврюшин Н.К. <Предисловие к статье К.Э. Циолковского «Мысль и изобретение»> // Изобретатель и рационализатор. - 1980. - № 6. - С. 40.
48. Гаврюшин Н.К. <Предисловие к работе К.Э. Циолковского «Космическая философия»> // Техника молодежи. - 1981. - № 4. - С. 22.
49. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии. - 1992. - № 6. - С. 125-131.