ПРОЕКТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ Н.Ф. ФЁДОРОВА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. PROJECTIVE PHILOSOPHY OF N.F. FEDOROV AND STRATEGIC PLANNING

ПРОЕКТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ Н.Ф. ФЁДОРОВА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. PROJECTIVE PHILOSOPHY OF N.F. FEDOROV AND STRATEGIC PLANNING

© Е.А.Когай
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Работа подготовлена при поддержке РФФИ в рамках проекта 18-011-00739 «Социокультурные основания стратегического планирования развития российского макрорегиона (на примере Центрального Черноземья)».

Аннотация: Проективная философия создается в России в XIX веке. В философии Н.Ф. Фёдорова находит обоснование актуальный проект человечества – развитие способностей управления природой человека и природой внешнего мира. Установки проективной философии актуализируются в настоящее время в контексте формирования сценариев будущего и разработки стратегий развития. Стратегическое планирование развития российских регионов рассматривается как «общее делом», способное сплотить представителей разных поколений, разных социальных слоев и культурных сред.

Ключевые слова: Н.Ф. Фёдоров, проективная философия, сценарии будущего, изменение человеческой цивилизации, планирование, «общее дело».

Abstract: Projective philosophy was created in Russia in the XIX century. In the philosophy of N.F. Fedorov finds the rationale for the current project of humanity – the development of capacities to manage human nature and the nature of the external world. The installations of projective philosophy are actualized now in the context of formation of scenarios of the future and development strategies. Strategic planning for the development of Russian regions is seen as a “common cause” that can unite representatives of different generations, different social strata and cultural environments.

Keywords: N.F. Fedorov, projective philosophy, future scenarios, change of human civilization, planning, “common cause”.

Разработку проективной философии исследователи связывают с именами русских философов XIX столетия, среди которых особое место занимают такие, как Н.Ф. Фёдоров и В.С. Соловьёв. Проективизм русской естественнонаучной мысли находит свое яркое воплощение в творчестве К.Э. Циолковского.

Проективная философия Н.Ф. Фёдорова – философия действия и созидания – была нацелена на разработку вселенского проекта преобразования мира и человека. В.А. Кожевников характеризует философию Н.Ф. Фёдорова как строго реальную, проективную и активную философию дела «всеобщего спасения через всеобщее знание, разумно и нравственно и притом добровольно к общей спасительной цели направляемое» [1, с. 96]. Задачей философии является определение данной цели, её разумное и нравственное обоснование, привлечение к её осуществлению всю полноту творческих сил человека, мыслей, могущества знания и технических ресурсов. Актуальным проектом человечества выступает развитие человеком способностей управления собственной природой и природой внешнего мира.

Опираясь на ключевые концептуальные положения философии общего дела, можно обозначить ведущие принципы проективной философии: неразрывная связь процесса познания и процесса преобразования мира и человека; деонтологическое толкование истины, взаимосвязь истины и долженствования; установка на утверждение единства знания и могущества; телеологичость понимания ведущих законов мироздания, выведение их из проективного идеала; утверждение восходящего характера развития мира и человека [см.: 2].

Положения и установки проективной философии лишь усиливают свою актуальность в настоящее время, когда исследователи задаются вопросами о способности больших масс людей к разработке проектов развития, возможности их участия в формировании и претворении в жизнь сценариев будущего.

Сегодня появляются футурологи, стремящиеся создавать свои собственные футуристические проекты, которые нацелены не на развитие воображения, а на конкретную реализацию, на практическое воплощение. В этих проектах находит отражение их собственное видение будущего. Как справедливо отмечает А.И. Агеев, мы имеем сегодня дело с установкой футурологов на изменение человеческой цивилизации, включающей «переформатирование» как окружающего человека мира, так и самого человека. Вместе с тем, когда речь идет о России, то здесь «ментальность и управленческая зажатость мешают формированию соответствующей стратегическим вызовам системы управления с надлежащими инструментарием, ресурсами и кадрами» [3, с. 6]. Соответственно в стратегическом планировании требуется оперативное освоение интеллектуальных ресурсов и их эффективное использование. Современные технологии позволяют осуществлять проектирование будущего в самых различных его вариантах и воплощениях. И перед управленцами стоит задача как адаптации к изменениям среды, так и предвидения ведущих трендов социально-экономического развития. Высокие технологии, по сути, формируют мир будущего, максимально соответствующий замыслам, интересам и потребностям проектировщиков. При этом существенно возрастает вес субъективного, личностного фактора.

Одной из весомых проблем стратегического планирования является отсутствие стратегического видения будущего как страны в целом, так и отдельно взятых ее регионов. Формирование такого стратегического видения – довольно сложный и многоплановый процесс. И важно понять, что такое видение задается изначально отдельно взятыми специалистами, однако продвижение к нему невозможно без привлечения широкой общественности, без согласования позиций с ней. Поистине, стратегическое планирование развития российских регионов сегодня может стать «общим делом», способным сплотить вокруг себя представителей разных поколений, разных социальных слоев и культурных сред.

Литература

1. Кожевников В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. – М.: Мысль, 2004. – 576 с.

2. Шишкин И.М. Основные принципы проективной философии // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. № 4. – С. 119–126.

3. Агеев А.И., Иванова Т.А. Будущее отбрасывает тени. – М.: Институт экономических стратегий, РУБИН, 2017. –256 с.