РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК МЕДИАФЕНОМЕН. MISSILE AND SPACE EQUIPMENT AS MEDIA PHENOMENON

© Е.А.Цуканов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Выявлено комплексное влияние ракетно-космической техники на поведение и мировоззренческую специфику человека современной эпохи. К основным направлениям этого влияния относятся: повышение общего уровня рациональности общества, элиминация локальности восприятия действительности, открытие неожиданных перспектив для продвижения прогресса, перезагрузка идеи бессмертия. Также предложен новый подход изучения ракетно-космической техники через медиатеорию и медиафилософию.

Ключевые слова: ракетно-космическая техника, медиа, прогресс, бессмертие, интерпретация.

Abstract: Complex influence of the missile and space equipment on behavior and world outlook specifics of the person of a modern era is revealed. Treat the main directions of this influence: increase in the general level of rationality of society, elimination of locality of perception of reality, discovery of unexpected prospects for progress advance, reset of the idea of immortality. New approach of studying of the missile and space equipment through the media theory and media philosophy is also offered.

Keywords: missile and space equipment, media, progress, immortality, interpretation.

Обычно к медиа принято относить достаточно узкий спектр объектов, связанных с трансляцией массовых информационных потоков (СМИ и СМК) [2, с. 26–60], тогда как на самом деле медиальным может быть все, что угодно, включая обиходные вещи, вроде утюга или зубочистки. Всё окружающее человека и даже то, что составляет его анатомическую организацию, с учетом его технических расширений, вынесенных во внешнее пространство, правомерно рассматривать в свете медиатеории и медиафилософии [6].

Не является исключением в этом ряду и космическая ракетная техника. Ракета как плод инженерной мысли и неимоверно сложная в плане затраченных на её изготовление интеллектуальных усилий конструкция – это, на наш взгляд, то, что, по мнению Константина Очеретяного, «повсеместно диктует сущему способы быть» [5, с. 6]. Данный тезис можно успешно подкрепить коммуникативным правилом Маршала Маклюэна «The Medium Is The Message» [3, с. 9].

Таково философское определение медиа. Иными словами, ракета – это мощный медиум, т. е. коммуникатор и посредник одновременно, который не просто изменяет наш способ познания мира, но и влияет на саму реальность [5, с. 6]. С момента первых запусков космических аппаратов в космос прошло всего несколько десятилетий, а мир после полетов Ю. Гагарина и Н. Армстронга – всё равно, что мир после Рождества Христова. Он существует тотально иначе, причём некоторые нюансы естественно ускользают от обывательского сознания.

Во-первых, мы больше не привязаны к земному хронотопу, став как-то буднично гражданами Вселенной. Очевидно, что ракета разрушила местечковость восприятия жизни, запустив импульс глобализации. Во-вторых, она позволила сделать множество грандиозных открытий: например, описать эффект разбегающихся друг от друга галактик, установить возраст Вселенной, сформулировать теорию Большого взрыва etc. С помощью космических кораблей было преодолено множество мифов и заблуждений. И самое главное, ракета осуществила перезагрузку идеи человеческого бессмертия, разрабатываемой со времен Гильгамеша и Одиссея: теперь мы знаем точно, что попасть на небо можно, не дожидаясь физической кончины.

По меткому выражению Валерия Савчука, не мы живем за счёт услуг медиа, но, наоборот, они видят, слышат и чувствуют нами [1, с. 307]. Медиа изобретают и переизобретают человека: его быт, поведение, воображение, мечты. Ракета удивительным образом модифицирует нас, заставляя делать усилие над собой и перешагивать пределы скудно отмеренного природой ресурса. Благодаря ракетной технике человек обнаружил в себе головокружительные перспективы развития, интерпретировав собственное бытие как дистанцию, а не стазис. Развивая мысль Мераба Мамардашвили, можно сказать, что «мир всегда есть интерпретированный мир» именно благодаря медиа [4, с. 131].

Литература

1. Антология медиафилософии / Редактор-составитель В.В. Савчук. – СПб.: Издательство РХГА, 2013. – 339 с.

2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 2001. – 240 с.

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.

4. Мамардашвили М. Очерк современной европейской философии. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 640 с.

5. Очеретяный К.А. Тело как медиа: опыт реконструкции. Дисс. … канд. филос. наук. – СПб., СПбГУ, 2015.

6. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. – СПб.: Издательство РХГА, 2014. – 350 с.