СОЦИУМ Н.Ф. ФЁДОРОВА: СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ВЕЧНЫЕ ОТВЕТЫ. THE SOCIEYY OF N.F. FYODOROV: MORDEN GUESTIONS AND ETERNEL ANSWERS
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.
Аннотация: В статье проводится анализ теоретических положений общественного строительства в учении русского философа Н.Ф. Фёдорова. Это учение о диахронном принципе существования как всеобщем деле человечества; учение о Святой Троице как социальном принципе преобразования человеческих отношений; взаимосвязь свойств человеческой натуры и качества социальных институтов. Уделено внимание противоречию между практическими формами социального строительства и гуманистическими идеями русского философа. На базе этих тезисов в докладе рассматривается взаимосвязь между спорными тенденциями в развитии современного общества (современными вопросами) и нравственными постулатами Николая Фёдорова (вечными ответами на эти вопросы).
Ключевые слова: теоретическая модель общества, практическая социология, перестройка социального организма, диахронное существование человечества, социальный смысл понятия Святой Троицы, свойства человека как социальный фактор, спорные тенденции в развитии общества, нравственные постулаты.
Abstract: А review of the abstract theorems of the social organization in Russian philosopher N.F. Fyodorov’s doctrine is carried out in the article. This is a doctrine about a diachronic principle of existence as a global affair of the mankind; a doctrine about the Holy Trinity as a social principle of the human relations reorganization; interrelation between the abilities of the human nature and the social institutions quality. A contradiction between the practical ways of the social organization and the Russian philosopher’s humanistic ideas is focused. On the basis of these theses the correlation between the polemic tendencies of the modern society development (modern questions) and Nicolai Fyodorov’s moral postulates (eternal answers to these questions) is reviewed in the report.
Keywords: theoretical social pattern, practical social science, reorganization of the social organism, diachronic existence of the mankind, social meaning of the Holy Trinity concept, human abilities as a social dimension, polemic tendencies of the modern society development, moral postulates.
«Не проклятие ли лежит на этом бесцельно соединенном обществе? Оно судит и наказывает, а преступления не прекращаются; оно устанавливает порядок, а порядок вечно нарушается!.. И война, и торговый обмен возможны и неизбежны только в обществах, не имеющих общего дела…» [1, с. 153].
Этой мыслью Николай Фёдорович Фёдоров выразил суть всех значимых проблем общественного развития: воспроизведение негативных тенденций жизни при использовании одних и тех же инструментов её регулирования. Обратим внимание на социальные постулаты Фёдорова и соотнесём их с вариантами развития социальной реальности.
Практическая социология и теория космизма: видимость непреодолимого противоречия. Социология как наука рассматривает исторически сложившиеся социальные организмы; анализирует их в рамках истории, культурологии, социальной философии. При этом научная рефлексия занимается анализом сущего post factum. Напротив, умозрительно сконструированные модели (теократия Августина Блаженного, психократия Н.Ф. Фёдорова, меритократия К.Э. Циолковского и пр.) заслуживают названия утопии, нереализуемого образца, научной фантастики. Эти модели подвергаются рассмотрению, анализу, однако общее мнение сходится на том, что между реальной историей общества и утопическими моделями нет ничего общего. Снова и снова не преодолевается разрыв между живой тканью реального общественного бытия и мыслимыми высокими образцами. Таким образом, возникает вопрос: имеет ли учение Н.Ф. Фёдорова практическую составляющую; возможно ли и надо ли искать практические методы воплощения этого учения в жизнь. Видимо, речь может идти прежде всего о том, что учение Фёдорова является эффективным методологическим инструментом для нестандартного взгляда на общественное бытие.
Общее дело и возможная перестройка социального организма. Фёдоров находит один всеобщий принцип, всеобщее дело, объединяющее начало. Это возрождение человеческого рода ради преодоления диахронного принципа существования. Историческая смена поколений уступает место диахронному сосуществованию всех. Общее дело базируется на едином нравственном принципе – братской и родственной любви, заботе каждого о каждом, всех обо всех. Посмотрим, к чему приведет становление этого человеческого качества в социальной плоскости. Войны, передел мира, захват чужой собственности, конфликты разных родов становятся невозможны. Они замещаются взаимопомощью, поддержкой и вниманием. Насилие, враждебность и равнодушие уходят из нашей жизни.
Принцип Святой Троицы: нераздельность и неслиянность. Фёдоров – редкий философ, который напрямую связывает религиозно-нравственные принципы и принципы социального строительства. И, пожалуй, единственный, который указал на практическое социальное значение учения о Святой Троице. Фёдоров постулировал её свойства, нераздельность и неслиянность, как сугубо человеческие качества. Цельность общества и нераздельность всех его членов неразрывно связана с цельностью внутреннего, духовного бытия человека. Это две стороны одной медали. «Выделяя себя от всех других, мы в самих себе производим разрыв – наше «Я», как сын или брат, восстаёт против своего же «Я», против самого себя, как отрекшегося от братства и отечества; а такая внутренняя усобица, эта болезнь нашего ученого века, лишает человека способности к делу; это люди без воли, заеденные рефлексиею. Словом, блудные сыны. Внутренний, духовный мир зависит от внешнего, мир с самим собою – от мира со всеми другими» [1, с. 159]. То есть цельность духовного мира человека продуцирует цельность общества. На практике нераздельность реализуется в постановке разномасштабных (всеобщих и локальных) социальных задач. Неслиянность проявляется в индивидуализации внутреннего мира каждого человека, в отсутствии внешнего принуждения и давления таких социальных структур, как государственная машина, бюрократический механизм и пр.
Свойства человека и социальное строительство. Фёдоров провозгласил прямую зависимость между совокупностью свойств человеческой натуры (сознанием) и социальными структурами, их качествами и функциями. Агрессия объективируется в конфликтах разных масштабов, миролюбие истребляет войны. Страх перед чужим и другим, недоверие к новому порождает разные виды обособленности. Сужение картины мира до своего собственного двора отрицает возможность какого-либо рационального обустройства совместной жизни за этими пределами. Недоверие порождает все формы бюрократии. Наличие нравственного начала обеспечивает внимание и взаимопомощь между людьми и бережное отношение к живому миру вокруг.
На базе этих тезисов в докладе рассматривается взаимосвязь между спорными тенденциями в развитии современного общества (современными вопросами) и нравственными постулатами Н.Ф. Фёдорова (вечными ответами). Русский космизм отрицает возможность кардинального изменения общества с помощью террора и насилия, ограничения гражданских прав и творческой активности. Во главу теории общества поставлено нравственное начало, потому что оно является краеугольным камнем фундаментальных изменений к лучшему.
Литература
1. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела: В 2 т. Т. 1. – М.: ООО Издательство АСТ, 2003. – 699 с.
2. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела: В 2 т. Т. 2. – М.: ООО Издательство АСТ, 2003. – 592 с.
3. Алексеева В.И. Николай Фёдоров о совершенном обществе // Философия и социальная теория: Сборник научных трудов. Выпуск 4. – М.: Полиграф-Информ, 2005. – С. 183–199.
4. Алексеева В.И. Космизм о мире, человеке и обществе. – М.: Луч, 2012. – С. 400–421.