СТРУКТУРА ГЛОБАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ. STRUCTURE OF GLOBAL RELIGIOUS CONSCIOUSNESS

© М.А.Афанасьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: В статье рассматриваются горизонтальная и вертикальная составляющие структуры глобального религиозного сознания, межконфессиональные отношения как важный его элемент. Горизонтальная сторона включает социальную ветвь проявления глобального сознания, нацеленную на формирование социальной целостности и противостояние глобальным кризисам. Вертикальная сторона включает психодуховную динамику в развитии индивидуального сознания. Обе составляющие глобального религиозного сознания раскрывают многомерность и взаимосвязь объективной и субъективной сторон социальной жизни общества.

Ключевые слова: глобальное религиозное сознание, межконфессиональные отношения, горизонтальная составляющая глобального религиозного сознания, вертикальная составляющая глобального религиозного сознания, экологический императив, нравственный императив, философия общего дела Н.Ф. Фёдорова.

Abstract: The article discusses the horizontal and vertical components of the structure of global religious consciousness, interfaith relations as an important element of it. The horizontal side includes the social branch of the manifestation of global consciousness, aimed at the formation of social integrity and opposition to global crises. The vertical side includes psychospiritual dynamics in the development of individual consciousness. Both components of the global religious consciousness reveal the multidimensionality and interrelation of the objective and subjective aspects of the social life of society.

Keywords: global religious consciousness, interfaith relations, horizontal component of global religious consciousness, vertical component of global religious consciousness, ecological imperative, moral imperative, philosophy of the common cause of N.F. Fedorov.

Глобальное религиозное сознание – это результат единения основных архетипов мировых религий, нахождение точек пересечения основных религиозных принципов, служащих для формирования единого морального закона в сложном динамически развивающемся и глобализирующемся обществе. Межконфессиональные отношения являются важнейшим социально-конструктивным звеном в глобальном религиозном сознании. Рассмотрим межконфессиональные отношения в двух траекториях их проявления – горизонтальной и вертикальной.

Межконфессиональные отношения в горизонтальной составляющей глобального религиозного сознания представляют собой социальную ветвь проявления. Известно, что религиозная сфера дифференцирована на различные религиозные институты, представляющие функционирование той или иной конфессии в жизни общества. Основные функции религиозных институтов – стабилизация и контроль многих социальных процессов. Церкви, мечети, храмы и другие религиозные центры помимо мировоззренческой и духовной поддержки, также выполняют роль социального конфессионального служения, решая множество социальных проблем. В этом смысле продуктивный межконфессиональный диалог смог бы способствовать объединению религиозных институтов для более прогрессивного и ускоренного решения социальных проблем. Эффективный межконфессиональный диалог образует соединительные линии для формирования единого нравственного начала, основанного на общих религиозных принципах. Такое единое нравственное начало служит в работах Н.Н. Моисеева в качестве нравственного императива, будучи следствием императива экологического [2, с. 247–257]. Религиозно-нравственный характер несет в себе философия общего дела Н.Ф. Фёдорова, основанная на идеях активного участия человечества в эсхатологической истории, преображения собственного сознания и телесной природы, а также Земли и Солнечной системы [3]. Таким образом, межконфессиональные отношения в глобальном религиозном сознании с горизонтальной позиции представляют создание социальной целостности, способной противостоять глобальным кризисам человечества.

Межконфессиональные отношения в вертикальной составляющей глобального религиозного сознания выявляют в себе черты психодуховной динамики в развитии индивидуального сознания. В религиозных учениях помимо теоретической составляющей, часто выражающейся в толковании священных писаний, существуют особые психоэнергетические практики, нацеленные на совершенствование человеческого сознания. Многие религиозные практики обладают поразительно схожими принципами, неосознанно объединяющими друг друга в единую систему. Окончательной целью религиозных практик служит достижение определённого состояния сознания, более известного на санскрите как самадхи или «трезвление» в исихазме. Такое состояние сознания формируется методом соединения двух сознаний: эмпирического я личности и Высшего Я души. Таким образом, соединение различного рода религиозных практик смогло бы послужить к созданию целостной духовной системы, более эффективно обеспечивающей эволюцию индивидуального сознания. Все эти религиозные теоретические положения содержат в себе масштабное поле для их дальнейшего синтеза. О подобном религиозном синтезе подробно говорится в работе Д.Л. Андреева «Роза мира», где автор представляет будущее, включающее объединение мировых религий и отдельных духовных учений [1].

Делая общий вывод, следует сказать, что обе составляющие глобального религиозного сознания раскрывают многомерность и взаимосвязь объективной и субъективной сторон социальной жизни общества. Развитие и совершенствование межконфессиональных отношений в вертикальной и горизонтальной составляющих глобального религиозного сознания могло бы способствовать переходу человечества от религиозности к духовности, не теряя при этом социальных, этнических и национальных отличительных черт.

Литература

1. Андреев Д.Л. Роза мира. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 864 с.

2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 351 с.

3. Фёдоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыги; вступ. ст., примеч. и сост. С.Г. Семёновой. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.