СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИРОВОЙ КОСМИЗМ? DOES WORLD COSMISM EXIST?

© О.Д.Маслобоева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: В обсуждении проблем космизма предлагается исходить из определённости дефиниции этого понятия, чтобы не нарушать первый закон формальной логики – закон тождества. При этом необходимо различать понятие космизма в широком и узком смысле слова, а также отдавать себе отчет, что философское направление конституируется формированием своего предмета, адекватной ему методологии и круга единомышленников.

Ключевые слова: космос, космизм, принципы органического мировоззрения, космическая функция человека, философско-антропологический проект, нравственная свобода.

Abstract: In discussing the problems of cosmism, it is proposed to proceed from the definition of this concept in order not to violate the first law of formal logic – the law of identity. At the same time, it is necessary to distinguish the concept of cosmism in the broad and narrow sense of the word, and also to realize that the philosophical trend is constituted by the formation of its subject of study, its adequate methodology and range of like-minded people.

Keywords: cosmos, cosmism, the principles of organic worldview, the cosmic human function, philosophical and anthropological project, moral freedom.

Ответ на поставленный вопрос зависит от того, что понимается под космизмом и как трактуется категория «космос». Стилистика «измов» означает, как правило, мировоззренческую установку субъекта: например, индивидуализм, сепаратизм и т.п., в том числе концептуально обоснованную в сформировавшемся философском направлении, которое объединяет творчество целого ряда мыслителей. Категория «космос» вводится в культурный оборот в «осевое время» перехода от мифа к логосу Пифагором, наряду с категориями «философ», «контрарность», «акосмия» и другими. «Космос» означает мир в его целостности как «соразмерность и упорядоченность» и вводится для фиксации предмета деятельности философа, который, в отличие от обывателя, воспринимает мир не на уровне явления, а стремится выявлять скрытые от глаз сущности. По принципу «контрарности» Пифагор раскрывает категорию «акосмия» как «беспорядок и распущенность», в чем выражается интуитивное понимание, что только человек способен нарушать гармоничную упорядоченность мироздания. От категории «космос» античные философы в процессе рефлексии мировоззрения той эпохи производят категории «микрокосм» и «макрокосм» для выражения предустановленной гармонии между человеком и универсумом как равноценными и равнозначными мирами. Современный уровень социальной практики внёс в категорию «космос» как «соразмерность и упорядоченность» конкретно-научное уточнение: это безвоздушное пространство, познаваемое в его закономерном функционировании с целью овладения им.

Понятие «космизм» в значении идеи освоения Вселенной прозвучало в 1920 г. в беседе А.Л. Чижевского и поэта В.Я. Брюсова, который, выслушав рассказ об идеях К.Э. Циолковского, воскликнул: «Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу – заселить человечеством Вселенную! Космизм! Каково! Никто до Циолковского не мыслил такими масштабами, космическими масштабами!» [1, c. 118]. Данный мировоззренческий «изм» стал использоваться, условно говоря, в широком и узком смыслах. Широкий – подразумевает романтичное мироощущение человека, грезящего о бескрайних просторах Вселенной, о космических путешествиях, и такая мировоззренческая установка, концептуально не отрефлексированная, находит свое проявление в различных элементах духовной культуры, будучи наиболее ярко выраженной в искусстве. Данное мироощущение бродило в умах, имплицитно вызревая с незапамятных времен. Узкий – обозначает концептуальное философское направление со своим предметом и методологией, признанным родоначальником которого выступает Н.Ф Фёдоров. Возникает это философское направление в связи с назревшей, начиная с эпохи индустриализации, исторической потребностью в разрешении апокалипсической альтернативы между самоуничтожением или самовозрождением человечества на качественно новом уровне. Предметом этого направления является рефлексия космической функции человека, который из следствия саморазвития субстанции превращается в причину её дальнейшего саморазвития. Как пишет Н.Ф. Фёдоров: «Конечная цель жизни существ разумных в том, чтобы сделаться начальною причиною самих себя и этим уподобиться первоначальной причине, Божественной первопричине» [2, c. 78]. Методология русского космизма заключается в разработке философско-антропологического проекта по созидательному разрешению апокалипсической альтернативы с обоснованием нравственной свободы как содержания качественно нового уровня самовозрождения человека. Концепт «нравственной свободы» был заложен уже в генезисе органицизма Д.В. Веневитиновым (1805–1827) [3, c. 136]. Н.Ф. Фёдоров со всей определенностью выражал актуальность в своей проектике проблемы свободы: «Мы переживаем критическое, роковое время: нам надо решать вопрос о свободе!» [2, c. 78].

Предметное поле русского космизма было разработано, прежде всего, в сотворчестве мыслителей Русского духовного Ренессанса, представляющих научную, религиозно-философскую и художественно-эстетическую ветви этого направления. Соборность творчества русских космистов обусловлена имманентностью органического мировоззрения русской душе, основные принципы которого рефлексировались в русской философии, начиная с трактата А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Систематика данного мировоззрения включает в себя принципы всеобщности жизни, синергийной целостности, деятельностного подхода к единому природно-социальному организму, естественности, гармонии и антиномичности бытия и мышления [4, c. 20–55]. Через двойное историческое отрицание (Античность – Возрождение – Современность) философия русского космизма возвращается к идее соразмерности микро- и макрокосма, но если в античности эта соразмерность воспринималась созерцательно сквозь призму предустановленной гармонии, то в контексте современности русский космизм разрабатывает проект гармоничной обустроенности человека в космосе как его глобальную ответственность за все формы жизни соответственно уровню их организации. Животрепещущая значимость этой проблемы осознается нетривиальными умами на просторах современной культуры. Резюмируя ответ на поставленный вопрос, можно констатировать, что актуально всемирный космизм ещё только формируется благодаря Фёдоровским чтениям, другим центрам по изучению и творческому развитию русского космизма, а также подвижничеству деятелей культуры разных стран, неравнодушных к общей судьбе «сынов человеческих».

Литература

1. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. – М.: Мысль. – 1995. – 735 с.

2. Фёдоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 2. – М., 1995. –544 с.

3. Веневитинов Д.В. Полн. собр. соч. – М. – 1934. – 533 с.

4. Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX–XX вв.: эволюция и актуальность. Часть I. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ. – 1995. – 67 с.