ТРАДИЦИЯ ПАЛИНГЕНЕТИЧЕСКОЙ УТОПИИ. A PALINGENETIC UTOPIA

ТРАДИЦИЯ ПАЛИНГЕНЕТИЧЕСКОЙ УТОПИИ. A PALINGENETIC UTOPIA

© Л.Геллер
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация. Термин «палингенетическая утопия» мотивирован нашими исследованиями утопии и фантастики (учитывается и политический смысл термина). На основе обзора палингенетической мысли строится типология понятия палингенеза; устанавливается его связь с такими идейными традициями, как эзотеризм, «космизм», утопия. Вписав в этот контекст теории Фёдорова и Циолковского, мы выявляем в них утопическую компоненту, основанную на идее палингенеза. Отмечается роль последней в русском модерне. Предлагается рассматривать жанр «альтернативной истории» как форму палингенетической утопии.

Ключевые слова: палингенез, утопия, русская философия, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, русская литература, русский модернизм, альтернативная история.

Abstract. The notion of «palingenetic utopia» derives from our studies of the Russian utopian and fantastic literature; we also take into the account its political meaning. After a brief panorama of the palingenetic thought we formulate its typology and note its proximity to such concepts as apocatastasis, anastasis, great chain of being and to esoteric, cosmist, utopian traditions. Which enables us to single out in the work of Fedorov and Ciolkovskij an utopian element based on the idea of palingenesis. The latter is present in the Russian modernism, as we shortly comment. We conclude observing that the postmodern genre of «alternative history» could be viewed as a new form of palingenetic utopia.

Keywords: palingenesis, utopia, Russian philosophy, N. Fedorov, K. Ciolkovskij, Russian literature, Russian modernism, alternative history.

1. Мы имеем в виду традицию представлений о мире – обществе – человеке, лучших, чем в действительности, которые возникают в результате палингенеза, (греческая παλιγγενεσία): «восстановления», «второго рождения», «регенерации» (обычно после смерти или мировой катастрофы).

Ни традиция палингенетической мысли, родившаяся в древнюю эпоху и сыгравшая важную роль в интеллектуальной истории мира, в том числе античной и христианской Европы, ни отсылающая к ней утопия, ещё не стали, насколько нам известно, объектом целостных обзоров или анализов. Мы размечаем поле будущих исследований в этом направлении.

2. Будет дан беглый обзор истории понятия, от греческой философии, христианских мыслителей, алхимиков эпохи Ренессанса до натурфилософов ХVІІ (Браун, Кирхнер) и ХVІІІ (Бонне, Гердер) и до визионеров ХІХ–ХХ веков (Балланш, Шопенгауэр, Ницше, Фламмарион).

На основе обзора мы наметим черновую типологию палингенеза и его «концептуальную проксемию», т. е. его соотношение с идеями анастасиса, апокатастасиса, метемпсихоза, связь палингенеза с концепцией «великой цепи бытия», с эзотеризмом, «космизмом», утопией.

3. Нашей конечной целью является включение в этот широкий контекст палингенетической мысли в России и связанных с ней традиций русской утопии и «русского космизма». В статье дается общий набросок проекта.

Не будем касаться возможных откликов в древнерусской литературе на античные и средневековые идеи о палингенезе. Начнем с ХVІІІ в., с вдохновленного Ш. Боннe трактата Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Карамзин знал Бонне и Гердера, Чаадаев был в переписке с Балланшем, Герцен соприкасался с французскими социалистами; все они по-своему развивают положения теории палингенеза.

4. Мы приведем несколько примеров того, как идея палингенеза отражается в творчестве нодернистов. См. картину, нарисованную Е. Замятиным в «Рассказе о самом главном» (1924), которая откликается и на модернистские, и на традиционные описания палингенеза: «Сквозь миллионоверстные воздушные льды, кружась все неистовей, со свистом мчится звезда — чтобы сгореть, сжечь — все ближе. <…> Земля раскрывает свои недра все шире — еще — всю себя — чтобы зачать, чтобы в багровом свете — новые, огненные существа, и потом в белом тёплом тумане — еще новые, цветоподобные, только тонким стеблем прикрепленные к новой Земле, а когда созреют эти человечьи цветы».

5. Нас особенно интересует, как соотносятся с идеей палингенеза концепции Николая Фёдорова и Константина Циолковского. Оба знали теории того времени с соответствующими вариациями на тему палингенеза. Наша рабочая посылка о наличии в построениях Фёдорова и Циолковского достойного изучения палингенетического аспекта подтверждается рассмотрением текстов. Утопическая компонента данного аспекта подлежит специальному анализу.

6. Заключение. Жанр «альтернативной истории» сегодня: форма палингенетической утопии. Россия мыслится примером исторического палингенеза.

Литература

1. Голосовкер Я. Логика мифа. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

2. Лимонов В.А. Идеи цикличности исторического процесса в трудах русских мыслителей XVIII–XIX вв. // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). – 2010. № 2. – С. 26–31.

3. Лифшиц М. Историческое развитие понятия о детстве человеческого рода // Труды Академии художеств СССР. – Вып. 5. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – С. 313–328.

4. Флоровский Георгий, свящ. О воскресении мертвых // Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. – Париж: Ymca-Press, 1935. – С. 135–167.

5. Taciturno (А.И. Бачинский). Палингенез // Перевал. – 1907. № 6. – С. 45–49.

6. Brunel Pierre. Le Mythe de la métamorphose. – Paris: José Corti, 2004. – 247 p.

7. Duprey Laura. L'Idée de chaîne des êtres, de Leibniz à Charles Bonnet // La Découverte. «Dix-huitième siècle». – 2011/1. № 43. – P. 617–637.

8. Heller Leonid. Un Fiodorov dissimulé. Entre la tradition ésotérique et le «Traité sur l’immortalité» de Radichtchev // Françoise Lesourd (dir.). La clandestinité. Etudes sur la pensée russe. Paris: L'Harmattan, 2018.

9. Laurant Jean-Pierre. Esotérisme et socialisme 1830–1914 // Revue Française d'Histoire des Idées Politiques. – 2006/1. № 23. – P. 129–147.

10. Marx Jacques. Alchimie et Palingénésie // Isis. – Vol. 62. № 3 (Autumn, 1971). – P. 274–289.

11. McCalla Arthur. Palingenesie Philosophique to Palingenesie Sociale: From a Scientific Ideology to a Historical Ideology // Journal of the History of Ideas. – Vol. 5. № 3 (Jul., 1994). – P. 421–439.

12. Zander Helmut. Geschichte der Seelenwanderung in Europa. Darmstadt: Primusverlag, 1999. – 869 s.