ВО ИМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВОСПОЛНИМОСТИ. IN THE NAME OF OVERCOMING LOSS

ВО ИМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВОСПОЛНИМОСТИ. IN THE NAME OF OVERCOMING LOSS

© Т.Б.Батыр
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Статья посвящена этическому обоснованию главного тезиса проективной философии Н.Ф. Фёдорова – преодоления смерти.

Ключевые слова: философия Фёдорова, преодоление смерти, целостный идеал.

Abstract: The Article is devoted to the ethical justification of the main thesis of the projective philosophy of N.F. Fedorov – overcoming death.

Keywords: philosophy of Fedorov, the overcoming of death, the holistic ideal.

Нет ничего более бесчеловечного, чем говорить смерти да, когда с ней то и дело, с самого начала жизни, сталкиваешься. Уникальность учителя и библиотекаря-философа Фёдорова не в размышлениях о жизни, заканчивающейся смертью, а в жизни-подвиге, посвящённой воспитанию неприятия смерти и подготовке культурной основы для противостояния ей. Задуманное природой естественное завершение жизни вступает в непримиримую борьбу с заложенным в сознании каждого самоощущением родства Богу и вечному. Природное и культурное не только сосуществуют и взаимодействуют, но, как и подобает противоположностям, вступают в борьбу. Эта борьба двойственного характера: с одной стороны, человек переживает время, зная о своей смертности, с другой – исчезнуть навсегда и уже никогда не стать частью-телом этого мира – ещё острее переживается как безысходность, несвобода и загнанность. Плывя по реке жизни, второй раз в неё не войдём, плывя по реке фёдоровской мысли, получаем надежду войти туда ещё раз и остаться в ней навсегда свободными, обновлёнными, окрылёнными. Идеи первого Гагарина при всей своей фантастичности и утопичности возымели отклик у наиболее передовой части русской интеллигенции, включающей ученых, философов, поэтов, музыкантов, художников, среди которых Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, А.А. Фет, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, В.И. Иванов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.Н. Скрябин, Н.К. Рерих, А.П. Платонов.

Продолжателями учения Фёдорова А.К. Горским и Н.А. Сетницким написана совместная работа «Смертобожничество» и ряд статей, в которых «провозглашается необходимость перехода «от имяславия к имядействию». Статья Сетницкого «Целостный идеал» из книги «О конечном идеале» – признание нравственного приоритета фёдоровской концепции возврата утраченной материальной оболочки как средоточия духовной неповторимости перед материалистическим мировоззрением, таящим мысль о «взаимозаменимости и однокачественности первичных элементов бытия» и ставящим вопрос: «зачем необходимо воскрешение?» [1, с. 683]. Автор приходит к выводу, что «для материалиста непонятно и невозможно обосновать моральную обязательность фёдоровской проектики, поскольку он всегда должен спросить: зачем чинить и восстанавливать старые машины, тогда как можно строить новые, тем более что материал, из которого они строятся, в сущности, один и тот же?» [1, с. 683]. В предыдущей статье этой же книги «Эсхатология и идеалы» автор «выделяет два возможных и (противоборствующих) варианта – эсхатологию гибели <...> и эсхатологию спасения» [1, с. 1095]. Последняя ущербна по причине невсеобщности, рай земной и небесный в смертном мире есть всего лишь дробный идеал. Сетницкий призывает к «активно-христианскому идеалу» [1, с. 1095], и обосновывает путь к нему, руководствуясь высокими и гуманными фёдоровскими принципами. Душа, не обработанная сегодня особой философией, дела, притом не индивидуального, а общего, не может быть вполне «культурной» в цицероновском понимании, а имя идеал имеет право носить лишь тот, что ориентирован на целостность, то есть возвращение всех и придание жизни полноты и целостности.

Литература

1. Сетницкий Н.А. Целостный идеал // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. – Кн. 1. – СПб.: РХГИ, 2004. – С. 659–689.