ВОСКРЕШЕНИЕ – ПОБЕДА НАД ВРЕМЕНЕМ. RESURRECTION – VICTORY OVER TIME

ВОСКРЕШЕНИЕ – ПОБЕДА НАД ВРЕМЕНЕМ. RESURRECTION – VICTORY OVER TIME

© Б.Г.Режабек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2019 г.

Аннотация: Рассматривается связь идей Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского с фундаментальной идеей современной физики – континуумом Эйнштейна-Минковского.

Ключевые слова: Четырехмерный континуум, пространство, время, воскрешение.

Annotation: The report considers the relation between ideas Fyodorov and Tsiolkovsky to the fundamental ideas of modern physics – continuum Einstein-Minkowski.

Keywords: Four-dimensional continuum, space, time, resurrection.

Фёдоров и Циолковский – представители уникального «русского стиля» мышления, который может вызывать недоумение как у рафинированных интеллектуалов, так и у педантов, привыкших к строгости академического мышления. Но именно этот стиль позволил им вырваться вперёд по отношению к европейской науке и открыл новые горизонты для человеческого познания. Циолковский поставил задачу овладения космическим пространством, а Фёдоров – овладения временем. Поэтому очень интересно рассмотреть подходы к решению этих задач с точки зрения самой фундаментальной науки о природе – физики.

Одним из главных достижений «новой физики» стала физическая теория пространства-времени. В её основе лежит представление о «пространственно-временном континууме», математическую теорию которого дал в 1907 г. Герман Минковский, опираясь на работу своего ученика Альберта Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел». С этой точки зрения, мир является четырехмерным континуумом, имеющим 3 пространственных (описываемых действительными числами) и одну временную («мнимую») координату. Каждому моменту времени, таким образом, соответствует целая пространственная Вселенная, и все прошедшие события сохраняются в этом континууме во всей полноте, по крайней мере с точностью до 10-33 см и 10-43 сек. Это позволяет полагать, что вся информация о жизни наших предков с огромной точностью сохраняется, и коль скоро физика направит свои усилия на овладение ею, проблема бессмертия будет решена. Конечно, Николай Фёдоров не думал таким образом, размышляя о «собирании атомов», как и Циолковский в своё время не представлял всех трудностей освоения Вселенной с помощью ракет, но это не может заставить нас перестать восхищаться их гениальной интуицией, ставящей перед Человечеством достойнейшую задачу – овладение Пространством и победу над Временем. С точки зрения богословия, можно рассматривать континуум Эйнштейна-Минковского, как хранилище «памяти Господней», а цель такого рода научных исследований – как реализацию того состояния мира, в котором «Времени больше не будет» (Откр. 10, 5–6).